Дети репрессированных родителей
Данная программа предназначена для граждан, чьи родители были репрессированы. Многие из таких людей все детство и юность ощущали на себе клеймо «сына (или дочери) врага народа».
По-разному складывались их судьбы: кто-то был отправлен в детский дом, кто-то остался с родственниками. Некоторые потеряли связь с родителями и близкими. Многие скрывали историю своей семьи, чтобы получить желаемое образование. Большинству удалось встретить родителей или одного из родителей только во взрослом возрасте.
Записывая интервью с таким респондентом, обязательно помните, что главное – это личный опыт героя. Записав подробно историю его родителей, главный акцент в интервью сделайте на истории человека, его переживаниях и последствиях ареста его родителей для него лично.
Вопросы
1. Семья
– Расскажите, пожалуйста, о ваших родителях, из каких они семей, кто по образованию и профессии.– Знали ли вы об их политических и религиозных убеждениях?
– Постарайтесь дать их человеческую характеристику, расскажите о ваших взаимоотношениях с родителями, были ли вы близкими людьми.
– Расскажите о ваших братьях и сестрах, о взаимоотношениях с ними.
2. Детство
– Расскажите, пожалуйста, где вы жили.– Расскажите о ваших самых ярких детских воспоминаниях, связанных с родителями.
– В какой школе вы учились?
– Какие у вас были любимые предметы?
– Как вы учились (какие получали оценки)?
– Кем вы хотели стать в детстве?
– На кого вы хотели в детстве быть похожим?
– Были ли вы пионером, комсомольцем?
– Были ли вы убежденным пионером или комсомольцем?
– Кто больше влиял на формирование ваших взглядов (семья или школа)?
–Как соотносились официальная жизнь в школе и домашняя жизнь, были ли различия?
– При вас родители когда-нибудь давали оценку событиям, происходящим в стране, политической ситуации, партийным и государственным руководителям? Если да, то какую – позитивную или негативную?
– Были ли у родителей знакомые, коллеги или соседи, которые были арестованы, и как реагировали на это родители (не верили в виновность арестованных или говорили, что «рядом жил враг, а мы и не догадывались»)?
– Были ли среди ваших одноклассников дети, у которых арестованы родители? Если да, то как реагировали на этот арест одноклассники и учителя (поддерживали, травили, старались делать вид, что ничего не случилось)?
– В школе были случаи, когда ученику предлагали отказаться от родителей – «врагов народа»? Если да, то кто-нибудь отказывался? Происходило ли это публично?
Были ли в вашем детстве какие-то сомнения относительно правильности господствующей идеологии и справедливости существующего порядка? Если да, то с каким событием/ событиями это было связано?
– Как вы относились к личностям Сталина, Ленина?
– Вы знали об открытых политических процессах, происходивших в стране? Если да, то что думали об осужденных?
– Вы знали, что аресты были массовыми, по крайней мере в годы Большого террора? Если да, то что думали по этому поводу?
– Вы когда-нибудь обсуждали с одноклассниками то, что происходит в стране? Если да, какую давали оценку?
3. Перед арестом родителей
– В семье предполагали или знали, что отца/мать могут арестовать? Если да, то откуда знали, какие были предпосылки (исключение из партии, снятие с работы, арест коллег)?– Готовились ли родители к аресту (жгли документы, уничтожали фотографии)?
– Знали ли о предстоящем аресте родственники? Если да, то как реагировали?
4. Арест
– Расскажите, пожалуйста, об аресте.– Где происходил (дома, на работе)?
– Как происходил арест?
– Кто присутствовал из близких?
– Как реагировали?
– Кто был привлечен в качестве понятых?
– Расскажите, пожалуйста, про обыск.
– Как вели себя сотрудники НКВД?
– Какие документы и вещи были изъяты?
– Сохранилась ли опись изъятого?
– Что вы делали во время ареста?
– С вами попрощались родители? Что они сказали?
– Какие детали обыска и ареста вам запомнились ярче всего и почему?
5. Семья после ареста
– Какая обстановка была дома после ареста?– Как арест отца объясняла вам мать или как арест ваших родителей объяснили близкие? Кто-нибудь с вами об этом специально говорил?
– Как отразился арест на семье:
• была ли конфискация имущества;
• выселение из квартиры;
• увольнение матери с работы;
• исключение из партии?
– Как изменились отношения с соседями, друзьями, близкими:
• вас кто-нибудь стал избегать;
• запрещали ли родители друзей и знакомых с вами общаться;
• вас дразнили во дворе «сын врага народа» или «дочь врага народа»;
• были ли люди, которые вас поддержали?
– Как отреагировали в школе:
• реакция рядовых учителей;
• реакция одноклассников;
• предлагали ли отречься от отца;
• исключали ли вас из кружков?
– Как вы узнали, в какой тюрьме находится отец?
– Пытались ли ваши родные нанять адвоката?
– Кто носил передачи, брали ли вас с собой?
– Были ли свидания с отцом?
– Как родные поддерживали ваших родителей в заключении (писали, отправляли письма, денежные переводы)?
– Остались ли у вас письма из лагеря?
– Как вы узнали о приговоре родителей?
– Что вам сообщили?
– Расскажите, пожалуйста, были ли еще какие-нибудь свидетельства о судьбе отца/матери (от людей, которые были с ним/с ней в лагере)?
– Вызывали ли вашу маму и других родственников в НКВД?
– Предлагали ли матери развестись с отцом?
– Как происходил арест матери?
– Помните ли вы, что сказала вам мама, когда ее уводили?
– Писали ли вы письма Сталину или другим высокопоставленным лицам с просьбой об освобождении родителей?
– Кто помогал вам писать письмо Сталину или другим высокопоставленным лицам?
– Можете ли вы вспомнить содержание письма?
– Был ли ответ на письмо Сталину?
6. Возможные варианты судьбы ребенка после ареста родителей
– Забрали в детприемник (детский дом) → к блокам вопросов #7 и #8– Забрали родственники, соседи, няня → к блоку вопросов #9
– Отправлен вместе с матерью в лагерь, находился в лагерном детском учреждении → к блоку вопросов #10
– Жил с матерью в ссылке → к блокам вопросов #11 и #12
7. Eсли ребенок был забран в детприемник и отправлен в детский дом
– Можете ли вы рассказать, как вас забирали в детприемник?– Что вам разрешили взять с собой?
– Кто вас забирал, как он к вам относился (равнодушие, сочувствие, ненависть)?
– Расскажите, пожалуйста, о вашем душевном состоянии во время сборов.
– На чем вас везли, как к вам относились в дороге?
– Опишите, пожалуйста, детский приемник.
–Помните ли вы других детей в детприемнике, их состояние (слезы, апатия, оптимизм)?
– Как к детям и к вам лично относилась охрана?
– Что вы в этот момент думали о родителях и о своей судьбе?
– В какой детский дом вас распределили и почему?
– Ваших сестер и братьев распределили в тот же детский дом, что и вас? Если нет, то куда направили их?
– Расскажите, пожалуйста, о дороге в детский дом.
– Расскажите, пожалуйста, был ли это обычный детский дом или он назывался «детский дом особого режима»?
– Расскажите о ваших первых впечатлениях.
– Расскажите, пожалуйста, о других детях, были ли они детьми репрессированных?
– Некоторые наши респонденты рассказывают, что до 1939 года в детских домах особого режима «содержали великовозрастных уголовников, которые должны были ежедневно избивать «детей врагов народа». Было ли такое в вашем детском доме?
– Расскажите, пожалуйста, о воспитателях и преподавателях, кто эти люди, чем они вам запомнились, как они к вам относились (сочувствие, равнодушие, ненависть)?
– Расскажите, пожалуйста, об отношениях детей в детском доме:
• были ли случаи взаимовыручки, дружили ли вы с кем-то;
• были ли случаи предательства, воровства;
• были ли у вас конфликты с другими детьми и почему?
– Какие бытовые условия были в детском доме:
• во что вас одевали;
• где жили и спали;
• как вас кормили?
– Могли ли вы переписываться с мамой? Могли ли вы переписываться с остальными родственниками?
– Где вы учились?
– Должны ли были работать после школы, если да, то что должны были делать и какое время?
– Собирали ли вас сотрудники НКВД для бесед о «врагах народа» и необходимости быть бдительными?
– Что сотрудники НКВД говорили о ваших родителях? Предлагали ли вам отказаться от родителей – «врагов народа»? Считали ли вы ваших родителей виновными?
– Какие книги вы читали и фильмы смотрели?
– Как праздновались в детском доме праздники?
– Как в детском доме наказывали провинившегося или, наоборот, поощряли отличившегося?
– Могли ли вы вступить в пионеры или в комсомол? Если нет, как это переживали?
– Болели ли вы в детском доме? Если да, где и как вас лечили?
– Помните ли вы начало войны?
– Какой работой вы занимались в детдоме в старших классах?
– Расскажите, пожалуйста, об отношении местного населения к детдомовцам: как относились взрослые и как дети?
– Были ли у вас конфликты с местными детьми?
– Расскажите, пожалуйста, как вы покинули детский дом, что делали дальше, где учились и где работали?
8. Встреча с матерью, если ребенок жил в детском доме
– Когда матери разрешили вам написать?– Что вы почувствовали, когда получили от нее письмо?
– Как вы добирались до матери? Или она приехала к вам?
– Ваши впечатления от встречи с мамой?
– Хорошо ли вы ее помнили?
– Как она изменилась за время лагеря, ссылки?
– Что ожидали от встречи, что оказалось на самом деле?
– Могли ли вы в полной мере почувствовать, что это ваша мама?
– Как вы привыкали друг к другу, какие были сложности?
– Как она пыталась найти с вами общий язык?
– Сложились ли у вас в конце концов отношения или нет?
– Опишите, пожалуйста, вашу совместную жизнь.
– Пытались ли вы расспросить маму об отце и его судьбе, о ее судьбе в лагере и ссылке? Рассказывала ли она вам об этом сама?
9. Eсли ребенок был забран родственниками
– Расскажите, пожалуйста, кто из родственников вас забрал. Расскажите о них/о нём.– Смогли ли вас забрать сразу после ареста родителей или вас забирали уже из детского дома или лагеря?
– Как родственники добивались, чтобы им вас передали, какие документы оформляли?
– Что вы или родственники смогли взять из имущества родителей?
– Что вы чувствовали после ареста родителей?
– Были ли у вас сомнения в том, что родители не виновны?
– Что родственники, которые вас забрали, говорили о ваших родителях, как они оценивали их виновность или невиновность, старались ли сохранить в вас память о родителях?
– Были ли для вас в школе последствия ареста ваших родителей (например, исключение из комсомола)? Опишите, пожалуйста, ваши переживания.
– Как и где вы жили с родственниками, какими были условия жизни
– Были ли такие родственники, которые отвернулись от вас?
– Были ли после ареста родителей случаи помощи, сочувствия или предательства, недоверия со стороны окружающих?
– Пытались ли вы узнать что-то о родителях?
– Писали ли вы и ваши родные в разные инстанции с просьбами разобраться, были ли ответы?
– Получали ли вы записки от матери?
– Были ли у вас свидания с родителями в тюрьме? Если да, то опишите их, пожалуйста.
– Помните ли вы первое известие от матери из лагеря или из ссылки?
– Сколько писем вы могли отправить матери и сколько она вам?
– Как часто вы отправляли маме посылки и что в них посылали?
– Ездили ли вы к матери/отцу на свидание? С кем ехали, как добирались, что везли, где вас поселили перед свиданием?
– Ваши первые впечатления от лагеря или поселения?
– Ваше первое впечатление при встрече с мамой?
– Как выглядела, о чем говорила ваша мама на свидании?
– Во время свидания вы или она плакали?
– Как долго длилось свидание?
– Как вел себя охранник, присутствовавший при свидании?
– Каким было расставание с мамой? Ваши чувства после свидания?
– Был ли момент, когда связь с мамой прервалась?
10. Жизнь в лагерном детском доме с матерью/ родителями
– Расскажите, пожалуйста, что вы помните о лагерном детском доме?– Где детский дом располагался?
– Опишите, пожалуйста, здание, количество комнат и их назначение.
– Опишите, пожалуйста, распорядок вашего дня.
– Помните ли вы воспитателей? Как они к вам относились (равнодушие, сочувствие, сострадание)? Может быть, вы кого-то запомнили?
– Знали ли вы, что воспитателями работали заключенные?
– Дружили ли вы с другими детьми, помните ли кого-нибудь?
– Чувствовали ли вы разницу между детьми политзаключенных и детьми других заключенных?
– Как часто к вам приходили мама/папа, как надолго, могли ли вы вместе гулять и где?
– Что вы помните о встречах (свиданиях) с мамой/ папой, может быть, они вам что-то приносили? Помните ли что?
– Когда вы впервые узнали, что не все дети так живут, что вы и родители – в лагере, что мама/родители – заключенные? Что при этом почувствовали?
– Расскажите, пожалуйста, о бытовых условиях:
• чем вас кормили;
• во что вы были одеты;
• какие у вас были игрушки (общие и свои);
• во что вы играли в детском доме;
• читали ли вам книги воспитатели;
• как наказывали детей, если они провинились, и как поощряли, если отличились;
• какие праздники справляли и как, какие были подарки, кто дарил? Вы помните подарки от мамы/родителей?
– Где вы гуляли? Видели ли вы заключенных и охрану?
– Что вы чувствовали к заключенным (сострадание, страх, любопытство)?
–Как к детям из детского дома относилась охрана?
– Могли ли вы выходить за пределы зоны?
– Болели ли вы в детдоме, и если да, то где и как вас лечили?
– Была ли мама рядом во время вашей болезни?
– Есть у вас яркие воспоминания о лагерном детском доме – например, о любви, поддержке, обиде, несправедливости?
– Куда и кто вас забрал из лагерного детского дома?
– Сохранилась ли связь с мамой/родителями?
11. Жизнь с матерью в ссылке
– Расскажите, пожалуйста, где вы поселились?– Как и когда мама должна была отмечаться?
–Как мама устраивалась на работу, кем работала? Если не удавалось устроиться на работу, как она зарабатывала?
– Как к вам относились местные жители (помогали, сочувствовали или, наоборот, винили, притесняли, пытались уязвить)?
– Как к вам сначала отнеслись местные дети?
– Называли ли вас «сын (дочь) врага народа»?
– Как устанавливались отношения с местными детьми?
– Приходилось ли вам входить в прямые конфликты, драться с местными детьми?
– Каков был круг общения матери, общалась ли она с другими ссыльными?
– Помогали ли ссыльные маме?
– Была ли в ссылке какая-нибудь культурная жизнь? В чем она заключалась?
– Расскажите, пожалуйста, как вы пошли в школу, какие у вас сложились отношения с учителями и учениками, напоминали ли вам как-то, что вы из семьи ссыльных?
– Смогли ли вы вступить в пионеры, в комсомол, как это происходило, не было ли трудностей при вступлении?
– Было ли у вас в ссылке ощущение отверженности, собственной правоты или неправоты, страха, обиды, стремление быть незаметным?
– Было ли постоянное ожидание несправедливого отношения?
– Сохранялась ли в ссылке связь с родственниками, поступала ли от них какая-нибудь помощь?
– Вышла ли мама второй раз замуж? Если да, как сложились ваши отношения с отчимом?
12. Отъезд из ссылки вместе с мамой
– Как вы узнали о возможности уехать из ссылки?– Как выбирали место жительства?
– Помните ли дорогу из ссылки?
– Расскажите, пожалуйста, о встрече с родственниками. Каким было их отношение к вам?
– Как и где вы устроились жить?
– Расскажите, пожалуйста, об условиях вашей жизни.
– Были ли какие-нибудь препятствия у вас или у мамы при устройстве на работу?
– Была ли помощь при устройстве на работу?
– Расскажите, почему и как вы выбрали свою профессию?
– Что сказали мама/родители по поводу вашего выбора?
– Некоторые наши респонденты рассказывают, что родители после лагеря настаивали на выборе их детьми определенных профессий, которые могут пригодиться в лагере. Было ли у вас так же?
– Испытывали ли вы трудности при поступлении в вуз (из-за вашей принадлежности к семье репрессированных)?
– Испытывали ли вы ограничение ваших прав в каких-либо других жизненных ситуациях?
13. Война и эвакуация
– Расскажите, пожалуйста, о начале войны.– Если вы попали под оккупацию, расскажите, пожалуйста, каким был порядок жизни на оккупированной территории?
– Если вы были эвакуированы в начале войны, куда вас отправили?
– Расскажите, пожалуйста, о жизни в эвакуации. Где вы жили в эвакуации, что делали, чтобы выжить?
– Помните ли вы окончание войны?
14. Угон в Германию
– Как вас угнали в Германию?– Где вас поселили?
– Где вы работали?
– Какие отношения у вас сложились с людьми, в доме которых вы жили?
– Помните ли вы окончание войны?
– Как сложилась ваша дальнейшая судьба?
15. Смерть Сталина
– Помните ли вы день смерти Сталина, сообщение о его смерти?– Ваша реакция на сообщение о смерти Сталина?
– Что вы чувствовали?
– Как реагировали окружающие?
– Пытались ли вы попасть на похороны?
– Что изменилось в вас и вокруг после смерти Сталина?
16. XX съезд
– Что изменилось в обществе после XX съезда?– Как вы отнеслись к разоблачению культа Сталина?
– Ваше мнение о причастности Сталина к репрессиям: каким было тогда и какое сейчас?
– Пришло ли осознание причин происходившего в стране?
– Вы действительно думали, что виноват только один человек, а все остальные были просто исполнителями?
– Как, по-вашему, повлияло на общество возвращение такого большого количества людей, прошедших лагеря, было ли какое-то их влияние на язык, одежду, поведение окружающих?
17. Реабилитация, если родители не вернулись из лагеря или были расстреляны
– Расскажите, пожалуйста, пытались ли вы получить сведения о судьбе отца/матери?– Как вы отнеслись к полученному свидетельству о смерти отца/матери?
– Что вы предпринимали для реабилитации родителей?
– Опишите, пожалуйста, все процедуры, через которые пришлось пройти. Сколько это заняло времени?
– Что вы чувствовали, когда получали документ?
– Если отец/родители были расстреляны, как и когда вы узнали об этом, что почувствовали?
– Расскажите, пожалуйста, видели ли вы дела ваших родителей?
– Как это происходило?
– Что вы чувствовали, когда смотрели дело?
– Что нового из него узнали?
– Когда вы смотрели дело, были ли части, которые вам не позволили увидеть?
– Если да, то как вы думаете почему?
18. Получение компенсации за отца/мать
– Вы пытались добиться компенсации за репрессии?– Где получали компенсацию, сколько вам выплатили?
– На что были потрачены деньги?
– Удалось ли получить компенсацию за изъятое во время ареста имущество?
– Считаете ли вы эту компенсацию достаточной?
– Возможно ли в принципе возместить ущерб, причиненный вашей семье и лично вам (материальный, моральный)?
19. Ваша самостоятельная жизнь
– Пытались ли вы найти ваших братьев/сестер?– Как вы встретились?
– Как сложились ваши отношения?
– Как сложилась жизнь ваших братьев/сестер, какое они получили образование, сложилась ли их семейная жизнь?
– Какое образование получили вы (почему выбрали именно эту профессию)?
– Были ли препятствия при поступлении в вуз или, наоборот, поддержка?
– Какие профессии были для вас недоступны по причине того, что вы из семьи репрессированных?
– Как складывалась ваша карьера, были ли случаи отказа при приеме на работу, увольнения, исключения из партии или организаций из-за репрессированных родителей? 9 Испытывали ли вы чувство страха?
– Скрывали ли вы факт репрессий в вашей семье?
– Пытались ли отстаивать свои права?
– Чувствовали ли вы, что репрессии, примененные к вашей семье, влияют на ваш образ жизни, отношения с коллегами, друзьями, начальниками, государственными учреждениями, на воспитание детей?
– Каким было отношение вашего супруга/супруги к тому, что вы из семьи репрессированных?
– Пытались ли вы выяснить места захоронения отца, матери?
– Расскажите, пожалуйста, видели ли вы дела ваших родителей?
– Если не видели, почему?
– Как происходило ваше ознакомление с делами родителей?
– Что чувствовали, когда смотрели дело?
– Что нового из него узнали?
– Когда вы смотрели дело, были ли части, которые вам не позволили увидеть?
– Если да, как вы думаете почему?
20. Возвращение родителей, если оба родителя были в лагере–
– Когда отец/мама вернулся домой?– Расскажите, пожалуйста, о моменте встречи (ваши чувства, опасения, впечатления, взаимная реакция).
– Что совпало и что не совпало с вашими ожиданиями и представлениями об отце/маме?
– Что изменилось в вашем родителе, если вы его помнили?
– Было ли после встречи с родителями взаимное привыкание, попытки найти общий язык?
– Стали ли вы близкими людьми?
– Были ли сложности в общении, понимании?
– Как встретили отца/маму близкие, друзья, знакомые?
21. «Минус» в паспорте
– Где отец/мама нашли место жительства?– Какой у них был режим жизни (сколько раз следовало отмечаться, где надо было регистрироваться)?
– На какую работу ему/ей удалось устроиться?
– Были ли сложности при приеме на работу?
– Как складывались отношения с местными жителями?
– Какими были отношения с бывшими заключенными?
– Приезжали ли мама или отец тайно в город, где у них не было права находиться?
22. Реабилитация после возвращения родителей
– Как добивались реабилитации (процедура)?– Как долго?
– Реакция родителей и ваша на получение реабилитации?
– Что изменилось в жизни?
– Получал(а) ли отец/мать компенсацию?
23. Трансляция опыта
– Что отец/мама рассказывали об аресте, лагере и ссылке, какие темы не хотели затрагивать?– Как оценивали свой арест (несправедливость, ошибка, преступление)?
– Рассказывали ли о следствии?
– Сколько длилось следствие?
– Каким был следователь?
– Какими были условия содержания в камере, люди в камере?
– Рассказывали ли родители о приговоре?
– Об этапе?
– О пересылке?
– Что рассказывали родители о лагере?
– Об условиях жизни в лагере?
– Где работал(а)?
– Как выживал(а)?
– С кем в лагере общался(лась)?
– Как освободился(лась)?
– Вступили ли родители снова в партию?
– Что в отце (матери) изменилось после XX съезда?
– Как родители оценивали власть?
– Как оценивали личности Сталина, Ленина?
– Оставались ли в его/её поведении, повседневной жизни моменты, напоминавшие о том, что человек был в лагере (одна из респондентов рассказывала, что мать называла хлеб за столом «пайкой»)?
– Оставался ли страх? Если да, как он проявлялся?
– Были ли когда-либо ущемлены его/её права из-за репрессивного прошлого?
– Встречался(лась) ли с людьми из лагеря?
– Как повлиял лагерь на ваше воспитание родителями, была ли с их стороны попытка уберечь вас от репрессий, советы меньше болтать, вести себя тише, выбрать профессию, наиболее пригодную для лагеря (например профессию врача)?
– Был ли момент, когда отец/мама начали говорить о своем опыте открыто?
– Являлись ли отец/мама членом общества «Мемориал»* (* здесь и далее – «Международный Мемориал» внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов и ликвидирован)?
24. Ответственность
– Некоторые из наших респондентов говорят, что ничего не знали о репрессиях, пока они не затронули их лично. Как было у вас?– Как вы думаете, возможно ли было скрывать масштабы репрессий без участия и согласия всего общества?
– Вы рассказывали о репрессивном опыте вашей семьи?
– Если да, то почему, кому и что?
– Скрывалось ли прошлое от новых знакомых и коллег?
– С какого момента вы начали об этом говорить открыто и свободно?
– Когда про этот опыт вашей семьи узнали ваши дети, почему и при каких обстоятельствах?
– Как к вашему прошлому относятся члены вашей семьи, как оценивают эти события?
– Поддерживаете ли вы контакты с бывшими узниками или жертвами политических репрессий?
– Видите ли вы разницу в вашем и их опыте?
– Участвуете ли вы в церемониях памяти?
– Участвуете ли в деятельности общества «Мемориал»*, в мероприятиях Музея истории ГУЛАГа?
– Расскажите, пожалуйста, о ваших общественно-политических взглядах.
– Вы религиозный человек, вы верите в Бога?
– Как вы относитесь к формулировке «не надо ворошить прошлое»?
– Как вы относитесь к возрождению культа Сталина?
– Как вы считаете, повлияло ли то, что произошло со страной, на наше настоящее и как (как репрессии и ГУЛАГ отразились на современной России)?
– Как вы относитесь к опыту денацификации в Германии и к отсутствию у нас в стране аналогичного опыта, связанного с большевизмом?
– Актуален ли, по-вашему, наш «Нюрнберг»?
– Каково для вас лично самое главное последствие того опыта, который вы пережили, основное, что в вас изменилось навсегда?
– Какое главное последствие ГУЛАГа для общества в целом?
– Что невозможно возместить (для вас лично)?
– Что должны делать наши соотечественники, чтобы «не повторилось»?
– Что для этого можете сделать лично вы?
– Как вы думаете, почему многие не хотят давать интервью о своем репрессивном прошлом?
25. Отражение в искусстве
– Какие, на ваш взгляд, книги, фильмы, спектакли, музейные экспозиции наиболее полно отражают то, что вы помните и знаете о репрессиях и лагерях? (Примеры: «Завещание Ленина», «Завтра была война» и т. д.)26. Музей истории ГУЛАГа
– Каким, по-вашему, должен быть Музей истории ГУЛАГа?– Какие темы должны быть обязательно раскрыты в экспозиции?
– Есть ли темы запретные (о чем говорить нельзя)?
27. Расстрельный дом – Никольская, 23
– Необходимо ли увековечить память о событиях, которые происходили на этом месте, и если да, то каким образом (памятная доска, музей)?28. Обязательные вопросы
Респондент
– Фамилия, имя, отчество.– Год и место рождения.
– Образование.
– Должность и место работы.
Мать
– Фамилия, имя, отчество.– Другие фамилии.
– Год и место рождения.
– Образование.
– Должность и место работы.
– Дата ареста.
– Приговор.
– Место заключения и дата освобождения или дата расстрела.
– Дата реабилитации.
– Дата смерти.
Отец
– Фамилия, имя, отчество.– Год и место рождения.
– Образование.
– Должность и место работы.
– Дата ареста.
– Приговор.
– Дата расстрела или место заключения и дата освобождения.
– Дата смерти (по полученным первоначально документам).
– Дата реабилитации.