Дети репрессированных родителей

Данная программа предназначена для граждан, чьи родители были репрессированы. Многие из таких людей все детство и юность ощущали на себе клеймо «сына (или дочери) врага народа».

По-разному складывались их судьбы: кто-то был отправлен в детский дом, кто-то остался с родственниками. Некоторые потеряли связь с родителями и близкими. Многие скрывали историю своей семьи, чтобы получить желаемое образование. Большинству удалось встретить родителей или одного из родителей только во взрослом возрасте.

Записывая интервью с таким респондентом, обязательно помните, что главное – это личный опыт героя. Записав подробно историю его родителей, главный акцент в интервью сделайте на истории человека, его переживаниях и последствиях ареста его родителей для него лично.

Вопросы

1. Семья

– Расскажите, пожалуйста, о ваших родителях, из каких они семей, кто по образованию и профессии.

– Знали ли вы об их политических и религиозных убеждениях?

– Постарайтесь дать их человеческую характеристику, расскажите о ваших взаимоотношениях с родителями, были ли вы близкими людьми.

– Расскажите о ваших братьях и сестрах, о взаимоотношениях с ними.

2. Детство

– Расскажите, пожалуйста, где вы жили.

– Расскажите о ваших самых ярких детских воспоминаниях, связанных с родителями.

– В какой школе вы учились?

– Какие у вас были любимые предметы?

– Как вы учились (какие получали оценки)?

– Кем вы хотели стать в детстве?

– На кого вы хотели в детстве быть похожим?

– Были ли вы пионером, комсомольцем?

– Были ли вы убежденным пионером или комсомольцем?

– Кто больше влиял на формирование ваших взглядов (семья или школа)?

–Как соотносились официальная жизнь в школе и домашняя жизнь, были ли различия?

– При вас родители когда-нибудь давали оценку событиям, происходящим в стране, политической ситуации, партийным и государственным руководителям? Если да, то какую – позитивную или негативную?

– Были ли у родителей знакомые, коллеги или соседи, которые были арестованы, и как реагировали на это родители (не верили в виновность арестованных или говорили, что «рядом жил враг, а мы и не догадывались»)?

– Были ли среди ваших одноклассников дети, у которых арестованы родители? Если да, то как реагировали на этот арест одноклассники и учителя (поддерживали, травили, старались делать вид, что ничего не случилось)?

– В школе были случаи, когда ученику предлагали отказаться от родителей – «врагов народа»? Если да, то кто-нибудь отказывался? Происходило ли это публично?
Были ли в вашем детстве какие-то сомнения относительно правильности господствующей идеологии и справедливости существующего порядка? Если да, то с каким событием/ событиями это было связано?

– Как вы относились к личностям Сталина, Ленина?

– Вы знали об открытых политических процессах, происходивших в стране? Если да, то что думали об осужденных?

– Вы знали, что аресты были массовыми, по крайней мере в годы Большого террора? Если да, то что думали по этому поводу?

– Вы когда-нибудь обсуждали с одноклассниками то, что происходит в стране? Если да, какую давали оценку?

3. Перед арестом родителей

– В семье предполагали или знали, что отца/мать могут арестовать? Если да, то откуда знали, какие были предпосылки (исключение из партии, снятие с работы, арест коллег)?

– Готовились ли родители к аресту (жгли документы, уничтожали фотографии)?

– Знали ли о предстоящем аресте родственники? Если да, то как реагировали?

4. Арест

– Расскажите, пожалуйста, об аресте.

– Где происходил (дома, на работе)?

– Как происходил арест?

– Кто присутствовал из близких?

– Как реагировали?

– Кто был привлечен в качестве понятых?

– Расскажите, пожалуйста, про обыск.

– Как вели себя сотрудники НКВД?

– Какие документы и вещи были изъяты?

– Сохранилась ли опись изъятого?

– Что вы делали во время ареста?

– С вами попрощались родители? Что они сказали?

– Какие детали обыска и ареста вам запомнились ярче всего и почему?

5. Семья после ареста

– Какая обстановка была дома после ареста?

– Как арест отца объясняла вам мать или как арест ваших родителей объяснили близкие? Кто-нибудь с вами об этом специально говорил?

– Как отразился арест на семье:
  • была ли конфискация имущества;
  • выселение из квартиры;
  • увольнение матери с работы;
  • исключение из партии?

– Как изменились отношения с соседями, друзьями, близкими:
  • вас кто-нибудь стал избегать;
  • запрещали ли родители друзей и знакомых с вами общаться;
  • вас дразнили во дворе «сын врага народа» или «дочь врага народа»;
  • были ли люди, которые вас поддержали?

– Как отреагировали в школе:
  • реакция рядовых учителей;
  • реакция одноклассников;
  • предлагали ли отречься от отца;
  • исключали ли вас из кружков?

– Как вы узнали, в какой тюрьме находится отец?

– Пытались ли ваши родные нанять адвоката?

– Кто носил передачи, брали ли вас с собой?

– Были ли свидания с отцом?

– Как родные поддерживали ваших родителей в заключении (писали, отправляли письма, денежные переводы)?

– Остались ли у вас письма из лагеря?

– Как вы узнали о приговоре родителей?

– Что вам сообщили?

– Расскажите, пожалуйста, были ли еще какие-нибудь свидетельства о судьбе отца/матери (от людей, которые были с ним/с ней в лагере)?

– Вызывали ли вашу маму и других родственников в НКВД?

– Предлагали ли матери развестись с отцом?

– Как происходил арест матери?

– Помните ли вы, что сказала вам мама, когда ее уводили?

– Писали ли вы письма Сталину или другим высокопоставленным лицам с просьбой об освобождении родителей?

– Кто помогал вам писать письмо Сталину или другим высокопоставленным лицам?

– Можете ли вы вспомнить содержание письма?

– Был ли ответ на письмо Сталину?

6. Возможные варианты судьбы ребенка после ареста родителей

– Забрали в детприемник (детский дом) → к блокам вопросов #7 и #8

– Забрали родственники, соседи, няня → к блоку вопросов #9

– Отправлен вместе с матерью в лагерь, находился в лагерном детском учреждении → к блоку вопросов #10

– Жил с матерью в ссылке → к блокам вопросов #11 и #12

7. Eсли ребенок был забран в детприемник и отправлен в детский дом

– Можете ли вы рассказать, как вас забирали в детприемник?

– Что вам разрешили взять с собой?

– Кто вас забирал, как он к вам относился (равнодушие, сочувствие, ненависть)?

– Расскажите, пожалуйста, о вашем душевном состоянии во время сборов.

– На чем вас везли, как к вам относились в дороге?

– Опишите, пожалуйста, детский приемник.

–Помните ли вы других детей в детприемнике, их состояние (слезы, апатия, оптимизм)?

– Как к детям и к вам лично относилась охрана?

– Что вы в этот момент думали о родителях и о своей судьбе?

– В какой детский дом вас распределили и почему?

– Ваших сестер и братьев распределили в тот же детский дом, что и вас? Если нет, то куда направили их?

– Расскажите, пожалуйста, о дороге в детский дом.

– Расскажите, пожалуйста, был ли это обычный детский дом или он назывался «детский дом особого режима»?

– Расскажите о ваших первых впечатлениях.

– Расскажите, пожалуйста, о других детях, были ли они детьми репрессированных?

– Некоторые наши респонденты рассказывают, что до 1939 года в детских домах особого режима «содержали великовозрастных уголовников, которые должны были ежедневно избивать «детей врагов народа». Было ли такое в вашем детском доме?

– Расскажите, пожалуйста, о воспитателях и преподавателях, кто эти люди, чем они вам запомнились, как они к вам относились (сочувствие, равнодушие, ненависть)?

– Расскажите, пожалуйста, об отношениях детей в детском доме:
  • были ли случаи взаимовыручки, дружили ли вы с кем-то;
  • были ли случаи предательства, воровства;
  • были ли у вас конфликты с другими детьми и почему?

– Какие бытовые условия были в детском доме:
  • во что вас одевали;
  • где жили и спали;
  • как вас кормили?

– Могли ли вы переписываться с мамой? Могли ли вы переписываться с остальными родственниками?

– Где вы учились?

– Должны ли были работать после школы, если да, то что должны были делать и какое время?

– Собирали ли вас сотрудники НКВД для бесед о «врагах народа» и необходимости быть бдительными?

– Что сотрудники НКВД говорили о ваших родителях? Предлагали ли вам отказаться от родителей – «врагов народа»? Считали ли вы ваших родителей виновными?

– Какие книги вы читали и фильмы смотрели?

– Как праздновались в детском доме праздники?

– Как в детском доме наказывали провинившегося или, наоборот, поощряли отличившегося?

– Могли ли вы вступить в пионеры или в комсомол? Если нет, как это переживали?

– Болели ли вы в детском доме? Если да, где и как вас лечили?

– Помните ли вы начало войны?

– Какой работой вы занимались в детдоме в старших классах?

– Расскажите, пожалуйста, об отношении местного населения к детдомовцам: как относились взрослые и как дети?

– Были ли у вас конфликты с местными детьми?

– Расскажите, пожалуйста, как вы покинули детский дом, что делали дальше, где учились и где работали?

8. Встреча с матерью, если ребенок жил в детском доме

– Когда матери разрешили вам написать?

– Что вы почувствовали, когда получили от нее письмо?

– Как вы добирались до матери? Или она приехала к вам?

– Ваши впечатления от встречи с мамой?

– Хорошо ли вы ее помнили?

– Как она изменилась за время лагеря, ссылки?

– Что ожидали от встречи, что оказалось на самом деле?

– Могли ли вы в полной мере почувствовать, что это ваша мама?

– Как вы привыкали друг к другу, какие были сложности?

– Как она пыталась найти с вами общий язык?

– Сложились ли у вас в конце концов отношения или нет?

– Опишите, пожалуйста, вашу совместную жизнь.

– Пытались ли вы расспросить маму об отце и его судьбе, о ее судьбе в лагере и ссылке? Рассказывала ли она вам об этом сама?

9. Eсли ребенок был забран родственниками

– Расскажите, пожалуйста, кто из родственников вас забрал. Расскажите о них/о нём.

– Смогли ли вас забрать сразу после ареста родителей или вас забирали уже из детского дома или лагеря?

– Как родственники добивались, чтобы им вас передали, какие документы оформляли?

– Что вы или родственники смогли взять из имущества родителей?

– Что вы чувствовали после ареста родителей?

– Были ли у вас сомнения в том, что родители не виновны?

– Что родственники, которые вас забрали, говорили о ваших родителях, как они оценивали их виновность или невиновность, старались ли сохранить в вас память о родителях?

– Были ли для вас в школе последствия ареста ваших родителей (например, исключение из комсомола)? Опишите, пожалуйста, ваши переживания.

– Как и где вы жили с родственниками, какими были условия жизни

– Были ли такие родственники, которые отвернулись от вас?

– Были ли после ареста родителей случаи помощи, сочувствия или предательства, недоверия со стороны окружающих?

– Пытались ли вы узнать что-то о родителях?

– Писали ли вы и ваши родные в разные инстанции с просьбами разобраться, были ли ответы?

– Получали ли вы записки от матери?

– Были ли у вас свидания с родителями в тюрьме? Если да, то опишите их, пожалуйста.

– Помните ли вы первое известие от матери из лагеря или из ссылки?

– Сколько писем вы могли отправить матери и сколько она вам?

– Как часто вы отправляли маме посылки и что в них посылали?

– Ездили ли вы к матери/отцу на свидание? С кем ехали, как добирались, что везли, где вас поселили перед свиданием?

– Ваши первые впечатления от лагеря или поселения?

– Ваше первое впечатление при встрече с мамой?

– Как выглядела, о чем говорила ваша мама на свидании?

– Во время свидания вы или она плакали?

– Как долго длилось свидание?

– Как вел себя охранник, присутствовавший при свидании?

– Каким было расставание с мамой? Ваши чувства после свидания?

– Был ли момент, когда связь с мамой прервалась?

10. Жизнь в лагерном детском доме с матерью/ родителями

– Расскажите, пожалуйста, что вы помните о лагерном детском доме?

– Где детский дом располагался?

– Опишите, пожалуйста, здание, количество комнат и их назначение.

– Опишите, пожалуйста, распорядок вашего дня.

– Помните ли вы воспитателей? Как они к вам относились (равнодушие, сочувствие, сострадание)? Может быть, вы кого-то запомнили?

– Знали ли вы, что воспитателями работали заключенные?

– Дружили ли вы с другими детьми, помните ли кого-нибудь?

– Чувствовали ли вы разницу между детьми политзаключенных и детьми других заключенных?

– Как часто к вам приходили мама/папа, как надолго, могли ли вы вместе гулять и где?

– Что вы помните о встречах (свиданиях) с мамой/ папой, может быть, они вам что-то приносили? Помните ли что?

– Когда вы впервые узнали, что не все дети так живут, что вы и родители – в лагере, что мама/родители – заключенные? Что при этом почувствовали?

– Расскажите, пожалуйста, о бытовых условиях:

  • чем вас кормили;
  • во что вы были одеты;
  • какие у вас были игрушки (общие и свои);
  • во что вы играли в детском доме;
  • читали ли вам книги воспитатели;
  • как наказывали детей, если они провинились, и как поощряли, если отличились;
  • какие праздники справляли и как, какие были подарки, кто дарил? Вы помните подарки от мамы/родителей?

– Где вы гуляли? Видели ли вы заключенных и охрану?

– Что вы чувствовали к заключенным (сострадание, страх, любопытство)?

–Как к детям из детского дома относилась охрана?

– Могли ли вы выходить за пределы зоны?

– Болели ли вы в детдоме, и если да, то где и как вас лечили?

– Была ли мама рядом во время вашей болезни?

– Есть у вас яркие воспоминания о лагерном детском доме – например, о любви, поддержке, обиде, несправедливости?

– Куда и кто вас забрал из лагерного детского дома?

– Сохранилась ли связь с мамой/родителями?

11. Жизнь с матерью в ссылке

– Расскажите, пожалуйста, где вы поселились?

– Как и когда мама должна была отмечаться?

–Как мама устраивалась на работу, кем работала? Если не удавалось устроиться на работу, как она зарабатывала?

– Как к вам относились местные жители (помогали, сочувствовали или, наоборот, винили, притесняли, пытались уязвить)?

– Как к вам сначала отнеслись местные дети?

– Называли ли вас «сын (дочь) врага народа»?

– Как устанавливались отношения с местными детьми?

– Приходилось ли вам входить в прямые конфликты, драться с местными детьми?

– Каков был круг общения матери, общалась ли она с другими ссыльными?

– Помогали ли ссыльные маме?

– Была ли в ссылке какая-нибудь культурная жизнь? В чем она заключалась?

– Расскажите, пожалуйста, как вы пошли в школу, какие у вас сложились отношения с учителями и учениками, напоминали ли вам как-то, что вы из семьи ссыльных?

– Смогли ли вы вступить в пионеры, в комсомол, как это происходило, не было ли трудностей при вступлении?

– Было ли у вас в ссылке ощущение отверженности, собственной правоты или неправоты, страха, обиды, стремление быть незаметным?

– Было ли постоянное ожидание несправедливого отношения?

– Сохранялась ли в ссылке связь с родственниками, поступала ли от них какая-нибудь помощь?

– Вышла ли мама второй раз замуж? Если да, как сложились ваши отношения с отчимом?

12. Отъезд из ссылки вместе с мамой

– Как вы узнали о возможности уехать из ссылки?

– Как выбирали место жительства?

– Помните ли дорогу из ссылки?

– Расскажите, пожалуйста, о встрече с родственниками. Каким было их отношение к вам?

– Как и где вы устроились жить?

– Расскажите, пожалуйста, об условиях вашей жизни.

– Были ли какие-нибудь препятствия у вас или у мамы при устройстве на работу?

– Была ли помощь при устройстве на работу?

– Расскажите, почему и как вы выбрали свою профессию?

– Что сказали мама/родители по поводу вашего выбора?

– Некоторые наши респонденты рассказывают, что родители после лагеря настаивали на выборе их детьми определенных профессий, которые могут пригодиться в лагере. Было ли у вас так же?

– Испытывали ли вы трудности при поступлении в вуз (из-за вашей принадлежности к семье репрессированных)?

– Испытывали ли вы ограничение ваших прав в каких-либо других жизненных ситуациях?

13. Война и эвакуация

– Расскажите, пожалуйста, о начале войны.

– Если вы попали под оккупацию, расскажите, пожалуйста, каким был порядок жизни на оккупированной территории?

– Если вы были эвакуированы в начале войны, куда вас отправили?

– Расскажите, пожалуйста, о жизни в эвакуации. Где вы жили в эвакуации, что делали, чтобы выжить?

– Помните ли вы окончание войны?

14. Угон в Германию

– Как вас угнали в Германию?

– Где вас поселили?

– Где вы работали?

– Какие отношения у вас сложились с людьми, в доме которых вы жили?

– Помните ли вы окончание войны?

– Как сложилась ваша дальнейшая судьба?

15. Смерть Сталина

– Помните ли вы день смерти Сталина, сообщение о его смерти?

– Ваша реакция на сообщение о смерти Сталина?

– Что вы чувствовали?

– Как реагировали окружающие?

– Пытались ли вы попасть на похороны?

– Что изменилось в вас и вокруг после смерти Сталина?

16. XX съезд

– Что изменилось в обществе после XX съезда?

– Как вы отнеслись к разоблачению культа Сталина?

– Ваше мнение о причастности Сталина к репрессиям: каким было тогда и какое сейчас?

– Пришло ли осознание причин происходившего в стране?

– Вы действительно думали, что виноват только один человек, а все остальные были просто исполнителями?

– Как, по-вашему, повлияло на общество возвращение такого большого количества людей, прошедших лагеря, было ли какое-то их влияние на язык, одежду, поведение окружающих?

17. Реабилитация, если родители не вернулись из лагеря или были расстреляны

– Расскажите, пожалуйста, пытались ли вы получить сведения о судьбе отца/матери?

– Как вы отнеслись к полученному свидетельству о смерти отца/матери?

– Что вы предпринимали для реабилитации родителей?

– Опишите, пожалуйста, все процедуры, через которые пришлось пройти. Сколько это заняло времени?

– Что вы чувствовали, когда получали документ?

– Если отец/родители были расстреляны, как и когда вы узнали об этом, что почувствовали?

– Расскажите, пожалуйста, видели ли вы дела ваших родителей?

– Как это происходило?

– Что вы чувствовали, когда смотрели дело?

– Что нового из него узнали?

– Когда вы смотрели дело, были ли части, которые вам не позволили увидеть?

– Если да, то как вы думаете почему?

18. Получение компенсации за отца/мать

– Вы пытались добиться компенсации за репрессии?

– Где получали компенсацию, сколько вам выплатили?

– На что были потрачены деньги?

– Удалось ли получить компенсацию за изъятое во время ареста имущество?

– Считаете ли вы эту компенсацию достаточной?

– Возможно ли в принципе возместить ущерб, причиненный вашей семье и лично вам (материальный, моральный)?

19. Ваша самостоятельная жизнь

– Пытались ли вы найти ваших братьев/сестер?

– Как вы встретились?

– Как сложились ваши отношения?

– Как сложилась жизнь ваших братьев/сестер, какое они получили образование, сложилась ли их семейная жизнь?

– Какое образование получили вы (почему выбрали именно эту профессию)?

– Были ли препятствия при поступлении в вуз или, наоборот, поддержка?

– Какие профессии были для вас недоступны по причине того, что вы из семьи репрессированных?

– Как складывалась ваша карьера, были ли случаи отказа при приеме на работу, увольнения, исключения из партии или организаций из-за репрессированных родителей? 9 Испытывали ли вы чувство страха?

– Скрывали ли вы факт репрессий в вашей семье?

– Пытались ли отстаивать свои права?

– Чувствовали ли вы, что репрессии, примененные к вашей семье, влияют на ваш образ жизни, отношения с коллегами, друзьями, начальниками, государственными учреждениями, на воспитание детей?

– Каким было отношение вашего супруга/супруги к тому, что вы из семьи репрессированных?

– Пытались ли вы выяснить места захоронения отца, матери?

– Расскажите, пожалуйста, видели ли вы дела ваших родителей?

– Если не видели, почему?

– Как происходило ваше ознакомление с делами родителей?

– Что чувствовали, когда смотрели дело?

– Что нового из него узнали?

– Когда вы смотрели дело, были ли части, которые вам не позволили увидеть?

– Если да, как вы думаете почему?

20. Возвращение родителей, если оба родителя были в лагере–

– Когда отец/мама вернулся домой?

– Расскажите, пожалуйста, о моменте встречи (ваши чувства, опасения, впечатления, взаимная реакция).

– Что совпало и что не совпало с вашими ожиданиями и представлениями об отце/маме?

– Что изменилось в вашем родителе, если вы его помнили?

– Было ли после встречи с родителями взаимное привыкание, попытки найти общий язык?

– Стали ли вы близкими людьми?

– Были ли сложности в общении, понимании?

– Как встретили отца/маму близкие, друзья, знакомые?

21. «Минус» в паспорте

– Где отец/мама нашли место жительства?

– Какой у них был режим жизни (сколько раз следовало отмечаться, где надо было регистрироваться)?

– На какую работу ему/ей удалось устроиться?

– Были ли сложности при приеме на работу?

– Как складывались отношения с местными жителями?

– Какими были отношения с бывшими заключенными?

– Приезжали ли мама или отец тайно в город, где у них не было права находиться?

22. Реабилитация после возвращения родителей

– Как добивались реабилитации (процедура)?

– Как долго?

– Реакция родителей и ваша на получение реабилитации?

– Что изменилось в жизни?

– Получал(а) ли отец/мать компенсацию?

23. Трансляция опыта

– Что отец/мама рассказывали об аресте, лагере и ссылке, какие темы не хотели затрагивать?

– Как оценивали свой арест (несправедливость, ошибка, преступление)?

– Рассказывали ли о следствии?

– Сколько длилось следствие?

– Каким был следователь?

– Какими были условия содержания в камере, люди в камере?

– Рассказывали ли родители о приговоре?

– Об этапе?

– О пересылке?

– Что рассказывали родители о лагере?

– Об условиях жизни в лагере?

– Где работал(а)?

– Как выживал(а)?

– С кем в лагере общался(лась)?

– Как освободился(лась)?

– Вступили ли родители снова в партию?

– Что в отце (матери) изменилось после XX съезда?

– Как родители оценивали власть?

– Как оценивали личности Сталина, Ленина?

– Оставались ли в его/её поведении, повседневной жизни моменты, напоминавшие о том, что человек был в лагере (одна из респондентов рассказывала, что мать называла хлеб за столом «пайкой»)?

– Оставался ли страх? Если да, как он проявлялся?

– Были ли когда-либо ущемлены его/её права из-за репрессивного прошлого?

– Встречался(лась) ли с людьми из лагеря?

– Как повлиял лагерь на ваше воспитание родителями, была ли с их стороны попытка уберечь вас от репрессий, советы меньше болтать, вести себя тише, выбрать профессию, наиболее пригодную для лагеря (например профессию врача)?

– Был ли момент, когда отец/мама начали говорить о своем опыте открыто?

– Являлись ли отец/мама членом общества «Мемориал»* (* здесь и далее – «Международный Мемориал» внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов и ликвидирован)?

24. Ответственность

– Некоторые из наших респондентов говорят, что ничего не знали о репрессиях, пока они не затронули их лично. Как было у вас?

– Как вы думаете, возможно ли было скрывать масштабы репрессий без участия и согласия всего общества?

– Вы рассказывали о репрессивном опыте вашей семьи?

– Если да, то почему, кому и что?

– Скрывалось ли прошлое от новых знакомых и коллег?

– С какого момента вы начали об этом говорить открыто и свободно?

– Когда про этот опыт вашей семьи узнали ваши дети, почему и при каких обстоятельствах?

– Как к вашему прошлому относятся члены вашей семьи, как оценивают эти события?

– Поддерживаете ли вы контакты с бывшими узниками или жертвами политических репрессий?

– Видите ли вы разницу в вашем и их опыте?

– Участвуете ли вы в церемониях памяти?

– Участвуете ли в деятельности общества «Мемориал»*, в мероприятиях Музея истории ГУЛАГа?

– Расскажите, пожалуйста, о ваших общественно-политических взглядах.

– Вы религиозный человек, вы верите в Бога?

– Как вы относитесь к формулировке «не надо ворошить прошлое»?

– Как вы относитесь к возрождению культа Сталина?

– Как вы считаете, повлияло ли то, что произошло со страной, на наше настоящее и как (как репрессии и ГУЛАГ отразились на современной России)?

– Как вы относитесь к опыту денацификации в Германии и к отсутствию у нас в стране аналогичного опыта, связанного с большевизмом?

– Актуален ли, по-вашему, наш «Нюрнберг»?

– Каково для вас лично самое главное последствие того опыта, который вы пережили, основное, что в вас изменилось навсегда?

– Какое главное последствие ГУЛАГа для общества в целом?

– Что невозможно возместить (для вас лично)?

– Что должны делать наши соотечественники, чтобы «не повторилось»?

– Что для этого можете сделать лично вы?

– Как вы думаете, почему многие не хотят давать интервью о своем репрессивном прошлом?

25. Отражение в искусстве

– Какие, на ваш взгляд, книги, фильмы, спектакли, музейные экспозиции наиболее полно отражают то, что вы помните и знаете о репрессиях и лагерях? (Примеры: «Завещание Ленина», «Завтра была война» и т. д.)

26. Музей истории ГУЛАГа

– Каким, по-вашему, должен быть Музей истории ГУЛАГа?

– Какие темы должны быть обязательно раскрыты в экспозиции?

– Есть ли темы запретные (о чем говорить нельзя)?

27. Расстрельный дом – Никольская, 23

– Необходимо ли увековечить память о событиях, которые происходили на этом месте, и если да, то каким образом (памятная доска, музей)?

28. Обязательные вопросы


Респондент

– Фамилия, имя, отчество.

– Год и место рождения.

– Образование.

– Должность и место работы.

Мать

– Фамилия, имя, отчество.

– Другие фамилии.

– Год и место рождения.

– Образование.

– Должность и место работы.

– Дата ареста.

– Приговор.

– Место заключения и дата освобождения или дата расстрела.

– Дата реабилитации.

– Дата смерти.

Отец

– Фамилия, имя, отчество.

– Год и место рождения.

– Образование.

– Должность и место работы.

– Дата ареста.

– Приговор.

– Дата расстрела или место заключения и дата освобождения.

– Дата смерти (по полученным первоначально документам).

– Дата реабилитации.